13 — девятнадцатый студийный альбом британской рок-группы Black Sabbath. Для дум-метала, трэша, гранджа, ню-метала и прочей музыки суровых риффов Black Sabbath — все равно, что Пушкин и Шевченко для русской и украинской культур. Дело «Cаббат» никогда не умирало и продолжает стабильно побеждать.
С тех пор как после “Never Say Die!” в 1978 году Оззи Осборна выгнали из группы за пьянство, утекло столько воды, что рассказов хватит на целую книгу. Вкратце: команда жила, пластинки выходили, микрофон кочевал из одних надежных рук в другие (от Иэна Гиллана до Ронни Джеймса Дио), а в конце 90-х материализовались слухи о реанимации «золотого» состава.
Притеревшись снова друг к другу на концертных записях, Осборн, гитарист Тони Айомми и басист Гизер Батлер к 2012 году добрались, наконец, до студии. Несговорчивого барабанщика Билла Уорда (отказавшегося от участия по «контрактным соображениям») заменили Брэдом Уилком (Rage Against the Machine, Audioslave). Брэд, к слову, не подкачал.
Выпуск альбома музыкантами с таким статусом — как десантирование рок-богов с небес. Само собой, пока они собирались с силами, на земле много чего изменилось. При таких раскладах очень легко оказаться посмешищем, пришельцем из каменного века. Но нет, обошлось. «13» — образцовый пример апгрейженного олдскула, рок-классики, которая не отдает нафталином, а благоухает, как майская роза.
Студийный Black Sabbath еще никогда не звучал так грандиозно и сокрушительно. Бас Батлера не был таким оглушительным, партии Айомми такими скульптурными. Дело не в том, что дедушки научились чему-то, чего не умели раньше — просто XXI век на дворе, новые технологии, а они все еще в форме. Это вообще увлекательное занятие — представлять себе, как звучали бы в наше время люди, безвозвратно отгремевшие в 60-70-е. Black Sabbath, к счастью, пока с нами.
Так и не разберешь, что тут разносит вдребезги мозг надежнее всего. Штурмовой рифф и лучшее на альбоме соло Айомми в «Age of Reason»? Или словно уплывающая за горизонт акустическая гитара в «Zeitgeist»? Или молодецкая губная гармоника Оззи в «Damaged Soul»? Или тяжелая медвежья поступь финальной «Dear Father»?
Так что установки прежние: выворачиваем кишки блюзу, поем о смерти, Боге и запущенности души, отсекаем гитарами куски скал. Сносным, в общем-то, сольным дискам Оззи последних лет двадцати страшно не хватало именно этого бескомпромиссного величия и чистоты породы, которые ему могут обеспечить, наверно, только Айомми и Батлер.
В дополнение к 8-ми основным трекам альбома, издание Super Deluxe Box Set содержит бонусные студийные песни «Methademic», «Peace of Mind», «Pariah» и «Naïveté In Black».